Обзор игры Duke Nukem Forever (Дюк Нюкем Форева)

DNF box art.jpg
Все. Самый главный долгострой, игра-легенда, игра-мем, игра-миф наконец увидела свет. Событие грандиозное. Долгострои были и до нее – взять хотя бы S.T.A.L.K.E.R.(скачать его бесплатно без смс) или Дальнобойщиков (вторая часть этого сериала доступна для скачивания). Но никто из них не смог переплюнуть срок разработки Duke Nukem Forever (Дюк Нюкем Форева). 14 лет – вы только подумайте.


История разработки

Поскольку история разработки Duke Nukem Forever уже сейчас признана эпохальным мифом игровой индустрии, то не рассказать про нее было бы преступлением. Дело началось с 1997 года – именно тогда игра была анонсирована. Спустя месяц в журнале PC Gamer были опубликованы первые скриншоты(в последствии оказавшиеся ненастоящими). Спустя год произошла первая смена движка, место Quake занял Unreal – из-за этого разработка затянулась на полтора года. В 2001 году обанкротился первый потенциальный издатель DNF - Gathering of Developers; шефство над игрой взяла Take-Two. Видимо, от пережитого потрясения, команда разработчиков решили переписать почти все уровни – фактически игру стали делать заново.

После этого наступило информационное затишье - релевантные новости стали появляться лишь к 2006 году, когда директор разработки Джордж Бруссард заявил, что игра почти закончена. К концу 2006 года в магазине Best Buy появилась возможность сделать предзаказ игры. Фанаты замерли в нетерпении… и выдохнули узнав, что 3D Realms пошла под нож. «Наши отношения с 3D Realms касательно Duke Nukem Forever являлись исключительно издательскими, и соглашение не подразумевало продолжительное финансирование разработки Duke Nukem Forever» – сказал Алан Льюис, вице-президент Take Two по коммуникациям. После длительных судебных разбирательств права на игру отошли к Take Two, которые поручили разработку Gearbox Software – вы можете знать их по сериалу Brothers in Arms и игре Borderlands (руководство по прохождению данной игры вы можете прочитать здесь). Фактически они доделывали Duke Nukem Forever и приводили его в божеский вид.


Общественный резонанс

Сразу же после выхода Duke Nukem Forever (Дюк Нюкем Форева) подвергся оглушительной критике: рецензенты с западных сайтов ставили на вид устаревшую графику, примитивный сюжет, однообразный геймплей; но больше всего их возмущала культурная развязность игры. «Непонятно, нужно ли фильтровать местный непритязательный юмор через призму восприятия современного человека или просто радостно ринуться в омут копрофилии?» - заворачивает Eurogamer. Коллеги солидарны: Дюка называют и психопатом и бабником; каждый первый рецензент обязательно клеймит игровой юмор крепкими словами.

Казалось бы – и чего тут особенного, разве в первый раз усатый мыслитель с сайта «GaMeRsPlaYevar.com» выставляет себя тонким интеллектуалом, читающим только самобытных писателей вроде Коэльо? А вот в чем дело – игра мгновенно возглавила британский чарт, продалась двухмиллионным тиражом и прекрасно себя чувствует. Конфликт прессы и игроков и раньше имел место быть но такой конрастности еще не достигал; очевидно что Duke Nukem Forever (Дюк Нюкем Форева) еще долго будет объектом для новостей в СМИ.

СЮЖЕТ

Теперь непосредственно об игре, точнее об одном из ее составляющих. Сценарий в DNF выступает лишь поводом к безумствам, творящимся на экране. Синопсис сводится к короткому тезису: прилетели инопланетяне (снова), забрали всех hot chicks для своих целей, разумеется аморальных. Дюк, как настоящий джентльмен, берет пулемет на изготовку и кидается спасать девушек. Попутно с ним и с генералом ссорится президент Америки, который тщетно пытается уладить дело миром. Поначалу ребята пытаются изобразить опереточную драму, но к третьему часу успокаиваются, снимают маски и оставляют Дюка один на один с толпой инопланетян. Иногда к нему присоединяется спецназовец, который подобно лирическому герою песен Найка Борзова знает только три матерных слова.

Еще в Duke Nukem 3D(ознакомиться с кодами к этой игре можно здесь), было множество отсылок и парафраз к различным играм. DNF не отстает: на пятой минуте он смеется над собой, на тридцатой – над Halo: «power armor is for pussies» (и ведь прав же!). Но, к сожалению, шутки заканчиваются, там же где заканчивается повествование – на третьем часу игры. И черт с ним со сценарием - в шутерах он всегда не на первом месте – но юмор действительно был тем лекарством способным вылечить больной и чахлый сюжет. Не заладилось – после третьего часа вам будет предложено только перманентное мочилово.

ГЕЙМПЛЕЙ

Если посмотреть самый первый тизер DNF датированный 1998 годом, то особых отличий от финальной версии мы не найдем. Duke Nukem Forever (Дюк Нюкем Форева) – настоящий олдскул, так уже не делают. Надо постоянно двигаться, стрейфиться, оглядываться – иначе убьют. Любителям отсиживаться за укрытиями лучше спрятаться под кроватью с диском Gears of War в потной ладошке. Бездумно палить по врагам из всех орудий тоже не получиться – к каждому монстру есть свой подход: свинокопов лучше встречать выстрелом из дробовика в упор, а летчиков с ракетными ранцами в заднице, оптимально снимать с винтовки. 15-летние игроки воют на форумах, жалуясь на сложность и рассказывая как они героически искали кнопку «прилипнуть к стене», но олдфаги довольны.

Разумеется, разработчики не забыли про главную фишку Duke Nukem 3D – интерактивность. Практически сразу после открывающих титров, можно собственноручно начертить план нападения на огромного монстра (угадайте, что рисуют 99% пользователей). Дальше – больше: расписаться на листке мальчика, поссать в писсуар и выловить какашку из унитаза – но это даже небрезгливый Дюк делать не советует. Все-все кранчики, кнопочки, баночки, шоколадки можно открыть, нажать, сожрать, выпить. Со временем, конечно, наскучивает – да и прорывом это было в 1995 году, но все-таки.

ГРАФИКА

Ох. Тут начинаются настоящие проблемы – движок Unreal 2 (пусть и переписанный) сейчас может удивить только слепого. Затертые мылом текстуры, модели словно из 2005 года, вода напоминающая голубое желе – так выглядит проект находящийся в разработке 14 лет. Плюс он криво скомпилирован – видно, что игру собирали за полгода до релиза: физика часто сбоит, монстры лезут не туда, все какое-то кривое и некрасивое.

ЗВУК\ЛОКАЛИЗАЦИЯ

К счастью, техническая халатность не коснулась звуковой части – дробовик ухает что надо, склизкие звуки, когда свинокоп разрывается на части, достоверные. Озвучивает Дюка все тот же Сент-Сент Джонсон и матерится он так же задорно, как 16 лет назад.

А теперь про, извините, локализацию – писать о ней не сбиваясь на унизительные оговорки невозможно. Мало того что запикан весь мат, так еще и Дюка озвучивает – угадайте кто – Алексей Колган «Шрек»! Ага – именно он вещает голосом зеленого монстра с ваших телевизоров или на чем вы там еще мультики смотрите. При желании это можно принять за ловкую сатиру – Дюк по складу мышления и культурной базе от огра и впрямь не отличается, но, блин, нельзя же так.

ИТОГ

Duke Nukem Forever – это хороший, старой закалки шутер, на который не жаль потратить пару вечеров – желательно с другом и бутылкой чего-нибудь крепкого. Другое дело, что за 14-то лет…
DNF 1.jpg
DNF 2.jpg
DNF 3.jpg
DNF 4.jpg