Обзор игры LIMBO (Лимбо)

 лого_0.jpg

Эпохальный платформер Braid помимо очевидных достижений, сделал для индустрии несколько не очевидных и проходящих по сомнительному разряду – подняв планку, он превратил простой жанр в пристанище для школьных интеллигентов. Теперь никак нельзя делать игру с просто прыжками: надо чтоб было умно, метафорично и символично – иначе засмеют и обзовут дурачком.

Разработчики стараются – черно-белый The Misadventures of P.B. Winterbottom делал умное лицо, VVVVVV прикидывался тонким постмодернизмом, Trine, чей обзор, можно прочитать по ссылке, смотрела на человечество под разными углами; однако за всеми эти ужимками явно проглядывалось желание выдать себя умнее, чем есть на самом деле.

Собравший кучу наград от консольных изданий LIMBO (Лимбо) сидит в той же колеи – мрачный, мир, многозначная концовка, куча образов. Теперь, когда он перебрался на PC , мы можем оценить – действительно ли в этой игре есть что-то особое или перед нами очередной мыльный пузырь?


СЮЖЕТ

В поисках своей сестры мальчик с двумя глазами-фонариками бросается в первый круг ада – тот самый Лимбо. Его встречает жуткий лес, заводы, дети (про их образ – см. ниже) и некая девочка играющая в песочнице – возможно, та самая сестра. Штука в том, что конкретно в игре об этом не рассказывается – завязку про сестру вы можете прочитать на Steam, на странице с описанием. В самой игре этого нет – мальчик просто просыпается в лесу и бежит куда глаза светят.

Возможно таким подходом, создатель игры Арнт Йенсен, нагнетает туман; возможно просто пытается скрыть пустой сюжет; возможно это и правда какой-нибудь хитрый художественный прием. Нам вряд ли об этом узнать – остается только гадать, чем большинство и занимается.

И все же – LIMBO (Лимбо) метафоричен до предела. Каждая вторая сцена с детьми цитирует «Повелитель мух», финал рифмуется с «Шоу Трумана» а последняя треть игры кивает на «Заводной апельсин». За галереей метафор ничего не стоит – истории нет, нарративных конструкций тоже; мальчик просто бежит посреди цитат и парафраз.


ГЕЙМПЛЕЙ

Несмотря на жанр LIMBO (Лимбо) больше всего напоминает… Portal 2, которому мы дали Золотой Хит. Все предметы повинуются законам физики – грубо говоря, если вы не можете переплыть озеро, ищите бревно или ящик и толкайте. Утрирую, конечно, но суть такая – все проблемы решаются ньютоновским законом тяготения.

Либо шустрыми пальцами – игра очень любит проверить ваш спинномозговой и постоянно переворачивает потолки, ломает пол, кидает камни и ведет себя как взбесившийся ураган. Иногда щелкать кнопками надо быстрее, чем в Call of Duty - коды к игре можно посмотреть здесь.

К последним уровням, Лимбо превращается в бой двух стратегов (прям как StarCraft - мнение об этой игре есть на сайте): постоянно что-то рушится, секундные промедления заканчиваются летальным исходом, пот бежит литрами. Благо длится это недолго - минут 20; игра вообще короткая.


ГРАФИКА

За визуальную часть игра получила наград больше, чем Blizzard за всю свою жизнь – справедливо, конечно. Фантастически стильно: грязно-серый фон, темные леса, заводы, пауки – иногда бывает очень страшно, почти всегда давит тоска. За депрессивно-суицидальную стилистику просто полюбить и простить – загадочный силуэт мальчика, как будто, содержит в себе все тайны мира; девочка у песочницы заставляет охнуть и призадуматься. Чертяга Арнт Йенсен свое дело знает.


ЗВУК

Платформер принципиально не знает музыки, зато ловко оперирует звуком – какие-то жуткие уханья, вздохи. Ничто не подчеркивает наше одиночество, как глухие шаги мальчика; ничто не пугает так, как осклизлый ход громадного паука. Даже маститые деятели киноиндустрии могут позавидовать такой работе с ambient-звуком; про игровых и говорить нечего.

ИТОГ

LIMBO (Лимбо), конечно, прикидывается умнее, чем есть на самом деле – сценарно здесь ловить нечего, про метафоры… ну, на любителя. Другое дело, что мощнейшая стилистика и какой-то инфернальный магнетизм искупает почти все – как минимум раз, пройти игру обязаны все. И уже для себя решить, что означает финал, и тот мальчик зачем-то кинувший в нас копье.

 3_2.jpg
 2_2.jpg
4.jpg