Золотой хит игры Thief 3: Deadly Shadow (Вор 3: Тень смерти)

thief logo.jpeg

1965 год 21 апреля. Стадион «Лужники». Через три минуты на поле выйдут команды «Торпедо» и «Крылья Советов». Народу – тысячи. По стадиону ходит нервный шепот «Неужели и правда он? А сможет ли? После стольких-то лет…»
Смог. После семилетнего разрыва с футболом, Эдуард Стрельцов вышел на поле и отдал голевую передачу пяткой; чуть позже он стал лучшим игроком чемпионата. Тогда это называлось «триумфальное возвращение», теперь сведено до короткого этнографизма «камбек».

Читатель, обладающий головным мозгом, и прошедший что-нибудь кроме Call of Duty, которую мы назвали Золотым Хитом игроиндустрии, уже сам провел аллегорию: да, Thief 3: Deadly Shadow (Вор 3: Тень смерти) это точно такой же «камбек» в видеоигры, как в советский футбол. Looking Glass Studio, соорудив жанр стелс – экшен (Thief 1, 2) попали в руки к Ion Storm Austin, которые к этому времени успели открыть и закрыть жанр киберпанка ( например System Shock 2, скачать без смс которую можете на нашем сайте, и Deus Ex, о которой есть интересная новость). Объединившись, ребята прекратили подавать признаки жизни. Когда список умерших компаний пополнился их именем, они показали почти готовую Thief 3 : The Deadly Shadows (Вор 3: Тень смерти). С тех пор игроки, словно те лужниковские зрители, греющиеся под апрельским солнцем, гадали «А сможет ли?»

Смог. Thief 3: Deadly Shadow (Вор 3: Тень смерти) оказался гениальной игрой, легко мешающий хрупкую игровую мифологию с современными тенденциями и технологиями. Прикидываясь то неторопливым симулятором фехтования, то сумасшедшим экшеном, то изобретательным хоррором (сколько литров пота с вас вылилось когда вы проходили «The Cradle»?) он доказал что сбрасывать со счетов Гаррета рановато.

КОМАНДА РАЗРАБОТЧИКОВ

Над Thief 3: Deadly Shadow трудилось остинское отделение Ion Storm. Самые известные его участники – Уоррен «Deus Ex» Спектор и ведущий дизайнер Джордан Томас («The Cradle» тоже он, да).

СЮЖЕТ

Прежде чем пускаться в длинные и пространные рассуждения о сюжете необходимо дать некоторую уточняющую информацию – не все же такие задроты, знающие, что творилось в играх нулевых годов.

Итак, действие игр Thief всегда происходило в неком Городе, помещенном в, как бы, средневековье: грязь, узкие улочки, люди в капюшонах, люди с факелами. Соответствующая архитектура. Где-то на 15 минуте игры становилось понятно, что средневековье странное – фонари горели чем-то электрическим, на задворках банков бороздили камеры слежения, а в важный драматический момент появлялся паровой робот (плюется электрическими шарами). Еще через некоторое время становилось понятно, что ничего не понятно – некоторые люди ходили с посохами, кидались файерболлами и поклонялись Травяной Богине (или как-то так). Чуть не забыл – в комнатах валялись рукописи и книжки, где про это все было подробно рассказано в форме стихов, пьес, романов-эпопей и фельетонов. Читать обязательно.

Потом снисходило просветление: Город, оказывается, делят три группировки – они же и обязаны ему таким экстравагантным видом. Самая известная группа - Хаммериты. Они приверженцы прогресса, бюрократии, металлических конструкций и поклоняются Создателю (аллюзия на СССР, скорее всего не осознанная). Вторая группа – Язычники - им оппонирует: сила в природе, строить заводы нини, молотом не пользуемся - только волшебным посохом. Чтобы ребятки друг друга не ухлопали, образовалась третья группа – Хранители. Они сидят в неприметных зданиях, ведут летопись и травят особо ярых активистов – чтоб баланс соблюдать.

В первой части игры покой нарушили зеленые: вылез какой-то Злой Бог, попользовался Гарретом и чуть мир не захватил. Во второй, красноречиво называющейся «Эпоха металла», набедокурил понятно кто: бывшие друзья Хаммеритов набрали обороты и… ну да, чуть мир не захватили.

В Thief 3: Deadly Shadow (Вор 3: Тень смерти) опасность пришла откуда не ждали – из стана Хранителей, защитников и заступников народа. Мрут люди, рушатся дома, все улики – косвенные и не – указывают на главу ордена. Глава, не будь дурак, указывает на Гаррета: мол, скоро грядет конец света и он, лживый предатель, всему виной. Гаррет уходит в подполье искать правду – и натыкается на темную историю 50-летней давности, которую все считали мифом.

Даже в отрыве от своих исторических переплетений сюжет в Thief 3 очень цепляет. Предательства, интриги, загадки, и неожиданные - правда – повороты собраны в игре с мастерством опытного рассказчика. Гаррета постоянно кто-то кидает, прессует и продает. Начиная простым вором, он к середине становится изгоем, а в конце - спасителем вселенной и кумиром всего уголовного сообщества. И это не говоря про всякие сценки, которые случаются прямо на ваших глазах – по городу ходишь свободно и не встретить пару забавных моментов ночной городской жизни (и не принять в них участие!) решительно невозможно.

ГЕЙМПЛЕЙ

Главное изменение в Thief 3: Deadly Shadows (Вор 3: Тень смерти) - это возможность спокойно ходить по Городу. Стыдливо представленный в одной из миссий Thief 2, скачать без регистрации которую можно на сайте, здесь он раскрывается во всей красе. Несколько районов: от бедных, до сказочно богатых; множество всяких домов и заведений, доступных для грабежа; тюрьма – вы там обязательно окажетесь и обязательно сбежите. Тащить можно и нужно все, что видите – продадите потом за углом нужному человеку. Однако смотрите – Гаррет по-прежнему не может справиться с одним-двумя стражниками; теперь у него вообще кинжал вместо меча.

Думать головой надо с той же интенсивностью, как и много лет назад – сидеть в тени, изучать маршрут стражников и планировать, планировать, планировать. Похоже на Commandоs, нажмите если возникли проблемы с прохождением, не правда ли? Враги изрядно поумнели: инспектируют все темные углы, удивляются потухшему факелу и немотивированно открытой двери. Успокаиваются они, кстати, не так охотно, как раньше – долго ходят и охают в поисках ноги, промелькнувшей возле вон того столика.

ГРАФИКА

Увидев такую игру светотени, Doom 3 прыгает с моста, забыв оставить посмертную записку. Раскачивающаяся люстра заставляет визжать, а катящийся по полу факел - провоцирует выброс в мозг гормона счастья. Сами модельки выглядели в Thief 3 не очень, что искупалось гениальным художественным исполнением. Каждый уровень был легенда: будь то соленый и неуютный дом морского капитана или витиеватый музей технологических новинок. Про «The Cradle» молчу – такого ужаса не нагоняли даже дизайнеры Silent Hill, который мы считаем Золотым Хитом.

ЗВУК/МУЗЫКА

В главном меню играют пианинные переборы; иногда к роликам подключаются «экшеновые» треки. Сам звук сделан превосходно. Гул шагов по паркету разительно отличается от гула шагов по железу – стражники тоже слухом обладают и быстро бегут к месту происшествия выкрикивая: «чей бес забрался в землю сию?!». Потом еще долго спрашивают себя, не показалось ли, и громко озвучивают причину таинственных звуков: «пить надо меньше».

ИТОГ

Говорить, что Thief 3: Deadly Shadows (Вор 3: Тень смерти) стал вехой в игровой индустрии, все же неправильно – инноваций он не содержал, держался на старых идеях. Другое дело, что использовал он эти идеи как никто – бережно и в то же время без слепого копировании, развивая; это выгодно отличало игру от всего остального. А то, что на старых идеях – ну так в игре Bioshock, обзор которой есть на сайте, тоже десятилетная механика использовалась, и ничего, никто не жалуется.
Thief 1.jpg
Thief 21.jpg
Thief 3.jpg
Thief 4.jpg
 Thief 5.jpg
Thief 6.jpg