Золотые хиты игроиндустрии: Max Payne 2: The fall of Max Payne (Макс Пейн 2: Осень Макс Пейна) - предложение от которого невозможно отказаться

 лого.gif

Если кому-то придет в голову составить список лучших нуарных игр, то первое место займет Max Payne коды можно посмотреть здесь. Использующий революционную механику, по-Китански динамичный, по-Бергмански метафоричный, по-Тарантиновски парафразный, Макс Пейн заслуженно вошел в золотой фонд компьютерных игр. История про месть загнанного полицейского, иллюстрированная метелями снежного Нью-Йорка влюбила в себя игроков по всему миру. Это был, наверно, первый случай нарративной игры. Мax Payne содержал в себе несколько слоев культурной сложности – сцены с выходящим из туалета гангстером сменялись кадрами с черными статуэтками и «say hello to my little friend». Игра походила на сон-оммаж поклонника синематографа – впрочем, она им и была. Рапид выглядел предельно органично – как у Вачовски, как у Манна, летящий Макс рифмовался примерно с сотней фильмов; и это 2003 год – С. Пегг и Н. Фрост, конечно, запоздали…

Даже если рассматривать эту игру в отрыве от культурных референсов, (что делать никак нельзя) то Max Payne остается просто гениальным экшеном. Упомянутый рапид еще не был затерт до дыр и смотрелся очень свежо – добавьте к этому разрушаемое окружение и сумасшедшую красоту бьющихся стекол. Враги не стояли столбом - прятались за укрытиями и картинно падали получив очередь из Калашникова.

Периодически игра сбивалась на бытовые эпизоды – месть Макса притуплялась и он бродил по квартирам, кордирорам, лабиринтам. Отовсюду давили телевизоры, радио, картины – у программ, идущих по ящику было столько уровней вложенности, что не дай Бог. Remedy как никто умели делать «сопроводительное развлечение» - и опять же начиняли, начиняли их ссылками, намеками, кивками. Разгадывать это было не меньшем удовольствием, чем собственно отстреливать бандитов; в Мax Payne вообще никогда не было скучно.

Сиквел, конечно, не заставил себя ждать. Max Payne 2 вышел в стиле Remedy – уже в подзаголовке «The Fall of Max Payne» содержалось как минимум три трактовки.

КОМАНДА РАЗРАБОТЧИКОВ

Над игрой трудилось две студии: финская Remedy и транснациональная Rockstar. Основной работой занимались фины; рокстаровцы же отвечали за провалившейся консольный порт Max Payne 2.

СЮЖЕТ

Семья кончилась, месть кончилась – осталось понять, как теперь дальше жить. Динамичная зима сменилась депрессивной и нудной осенью. Макс Пейн уходит в себя. Саморефлексируя, копается в душе, ищет выходы – это похоже не на продолжение, а на послесловие; поставленная точка искусственно размывается до троеточия. Сценарно Сэм Лейк остался верен себе – много персонажей, ситуаций, но они все на периферии, кружатся вокруг героя как воспоминания из похмельного вечера. Половину игры Макс ходит, пытаясь осмыслить себя – вглядывается в зеркало, страдает галлюцинациями.

И тут ,подобно любой приличной нуар-истории, появляется женщина. Якобы убитая в лифте Мона Сакс врывается в мир Макса. Круг разрывается, туман рассеивается – Мона как проститутка Голди из "Города Грехов", вытаскивает полицейского их хождения по кругу. С ней Макс погружается в пучину красочного разврата, попутно пересматривая жизненные принципы – в эти моменты игра опасно приближается к, чуть ли, не Достоевскому. Глава за главой пролетают Мона с Максом к библейскому финалу (нажмите, если у вас возникли проблемы с финальным боссом в игре Max Payne 2); в этом контексте становится понятна скоротечность игры – фейерверк всегда минутен, а фейерверк на костях и подавно.

Синефильская неуемность первой части, заметно сократилась во второй – отсылок к культурной базе стало ощутимо меньше. Кроме полицейских Миллера и Бруссарда «When done it’s when done»(кто бы говорил!), можно услышать крики про «Да сегодня сплошной апокалипсис!» и пару шуток калибром поменьше.

Remedy можно понять – в первой части лейтмотивом была месть – и это оставляло простор и для черного юмора и намеков на «Крестного отца». В Max Payne: The Fall of Max Payne (Макс Пейн 2: Осень Макса Пейна) внутри сюжета сидит одиночество, тоска, страх за свою душу – здесь никаких шуток про pulp fiction в туалете быть не может. Только по кругу, только в тумане.

ГЕЙМЛПЕЙ

Механика с bullet-time доведена до абсолюта. Макс парит с двумя «узи», а мир вокруг живет своей жизнью: лопается штукатурка, рассыпаются склянки, падают враги, плащ развевается. Приземлиться, встать, повторить процедуру. Варианты есть и устанавливаются они вами, точнее вашим кинематографическим бэкграундом. Я, воспитанный на чинных криминальных драмах, ходил исключительно с обрезом: инспектор Бравура передает вам привет и так далее. Человек, с детства смотрящий Джеки Чана, конечно, не выпустит из рук «ингремы» и будет жать на bullet-time до посинения. Идиоты, всю жизнь смотрящие летние боевики, возьмут СВД и будут ловить перекрестием десятки врагов, попутно веселя окрестных кошек.

Приятно, что выбирать свой стиль игры вы будете на метауровне, а не отталкиваясь от кретинских дизайнерских ограничений, которыми так полны все RPG. Иногда, впрочем, случаются подлянки: то разработчики подсовывают Мону, за которую делать рапид может только ущербный человек, то оставляют Макса наедине с парой десятков врагов с коктейлем Молотова в руке. Ну как так?

ГРАФИКА

Визуальное исполнение заслуживает двух оценок: «круто» и «0_о». Первая оценка адекватна статичной игре: Макс стоит, позади него играет огонь, маячащая люстра качает тень, все красиво. Оценка «0_о» адекватна, когда экран заливает bullet-time: вокруг Макса кружит вальс тысяча частиц, по параболе летят пули, стекла распадаются с какой-то инфернальной красотой. Ставка, сделанная Remedy в 2003, на фототекстуры сполна себя оправдала – даже сейчас Max Payne 2: The Fall of Max Payne (Макс Пейн 2: Осень Макса Пейна) выглядит неплохо и стильно. Такая же история с например Mafia скачать бесплатно - фототекстуры, видимо, минимально подвержены старению.

ЗВУК\МУЗЫКА

Очередь из Калашникова приводит к порогу испугавшихся соседей, звук отваливающейся штукатурки заставляет заглянуть под стол: «не у меня оторвалось-то?». Как-то раз я, очищая уши от звона, случившегося из-за разорвавшейся пять минут назад гранаты, решил, что Max Payne 2: The Fall of Max Payne (Макс Пейн 2: Осень Макса Пейна) идеально подходит на роль аудиобанка для любительских фильмов.

И не только аудиобанка – музыкальное сопровождение тоже можно взять отсюда. За музыку отвечала неизвестная тогда группа Poets of the Wall – сейчас они проходят в интересах каждого второго подростка, недополучившего необходимые хромосомы. И хоть статус этой рок-банд сильно преувеличен, их суицидальная песня «Late Good bay» идеально вписывается в игру. Ну и хорошая она сама по себе.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИНДУСТРИИ

Чтобы узнать на сколько игр повлиял Max Payne 2: The Fall of Max Payne (Макс Пейн 2: Осень Макса Пейна) достаточно посмотреть в каких проектах используется bullet-time. Сколько их там? 300?400? Именно с Макс Пейна пошла мода на киношные боевики: его прямой продолжатель FEAR недавно разродился третьей частью (пройдите по ссылке, если у вас возникли проблемы с прохождением FEAR), один из его неудачных клонов Stranglehold стоил в производстве 20 миллионов - это на порядок больше чем сам оригинал. Дело Max Payne живет и здравствует, неясно только что с самим депрессивным полицейским – после того как Рокстар получили пару тысяч писем с пожеланиями скорейшей смерти из-за Max Payne 3, о третьей части великой серии ничего не слышно.

max 1.jpg
max 2.jpg
max 3.jpg
max 4.jpg
max 5.jpeg
max 6_0.jpg






Замедленные полеты дорогого

Замедленные полеты дорогого стоят)